Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший сервис
OK

Сборник игр на запуск речи

  • «Движение со звуком»
    Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный
    звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем
    ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии»,
    сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
  • «Бах»
    Разложите различные предметы на полу или на диване. Взрослый роняет
    предметы и произносит слово «Бах». Затем аналогично действуем вместе с
    ребенком, далее просим ребенка сделать тоже самостоятельно.
  • «Кап – кап»
    Подойдите к крану с водой. Включите так, чтобы вода начала капать. При
    этом произнесите: «Вода капает «Кап-Кап»». Затем закройте кран и вновь
    откройте, произнося «Кап-Кап». Проделайте серию данных действий с
    ребенком и попросите сделать его это самостоятельно.
  • Гараж
    Соберите из кубиков 2 гаража — большой и маленький. Возьмите 2 машинки
    – большую и маленькую. Большую машинку завезите в большой гараж, а
    маленькую в маленький. Во время движения машины произносите «Машина
    едет «Би-Би»». Покажите, как машина едет медленно и как быстро.
  • Мячик
    Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу
    со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол
    «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово,
    когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда
    будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной,
    поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
  • «Говорящий клубок»
    Возьмите небольшой клубок или мячик, который помещается в ладошку, его
    можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще
    мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и
    произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных),
    а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА,
    БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.
  • Игра с красками
    Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять
    прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе
    и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных
    цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски
    постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в
    следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, —
    ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше
    нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание
    более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать»
    следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать
    самостоятельно.
  • Игры с водой
    Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому
    же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было
    удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте
    приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки –
    наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды
    в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек
    с узким горлышком — обычно такой эффект приводит детей в восторг.
    Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают
    игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают
    рыбки или уточки.
  • Игры с мыльными пузырями
    Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы
    вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей,
    предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля,
    или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения
    большого пузыря.
  • Игры на развитие слухового восприятия
    • Угадай, что звучит.
    • Жмурки
    • В какой руке звучало
    • Быстро-медленно
    • Громко-тихо
    • Справа-слева (после 2 лет)
    • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример).
  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого
    выдоха
    Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем
    пузыри
    Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
    Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем
    на них
    Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в
    миску с водой и дуем в паруса
    Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
    Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
    Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
    1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
    2. Развиваем артикуляционные мышцы:Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
    3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
    • Как машина гудит? Би-би-би!
    • Как коровка мычит? Му-му-му!
    • Как барабанчик стучит? Та-та-та!
    • Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
    • Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
    • Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
    1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
    • Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
    • Ля-ля-ля! (Металлофон)
    • Динь-динь! (Колокольчик)
    • Как-кап-кап ! (Треугольник)
    • Бум-бум-бум! (Бубен)
    2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
    3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
    4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
    5. Игры с последовательной передачей по кругу
    музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
    6. Танцы с простейшими словами, дублирующими
    движения:
    • Топ-топ
    • Хлоп-хлоп
    • Прыг-прыг
    • Бип-бип (Нажимаем на носик)
    • Туда-сюда (Повороты корпуса)
    • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
  • Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
    1. Прятки игрушек под платочком
    2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы
     или размера)
    3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке,
    затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет
     у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
    4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные
    шарики, а Зайчику желтые).
    5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки
    (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов)
    — ребенок находит, взрослый называет.
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
    Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
    В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова
    проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в
    экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на
    развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше,
    чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

    Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов
    склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим
    фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми
    способствовало развитию речи у исследуемых детей.
    К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи
    к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3−4 годам.
    Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем
    возрасте, не стоит. Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого
    массажа («Ладушки, "Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством
    простейших движений полезно и нужно. Как я рассказывала в предыдущей
    статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения
    координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость.
    Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот
    движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному
    планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку
    испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
  • Игры на развитие слухового восприятия
    Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает
    неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи)
    будет развиваться автоматически.
  • Игры на развитие слухового восприятия
    • Угадай, что звучит.
    • Жмурки
    • В какой руке звучало
    • Быстро-медленно
    • Громко-тихо
    • Справа-слева (после 2 лет)
    Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
  • Вкусные игры
    • Облизываем губки – варенье, мед
    • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке
    ягодку/конфетку
    • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком
    вверх, вниз, вправо, влево
    • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и
    пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
    • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
    • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
    • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
    • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока
    или апельсина.
  • Развиваем артикуляционные мышцы
    Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками.
    Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался
    обратно.
    Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    «Лакаем молоко» как кошка.